Декан МГИМО Генри Сардарян о проблемах высшего образования в России

0
335

На сегодняшний день в сфере образования и науки в России есть ряд существенных проблем, негативно влияющих на развитие всей сферы. Одной из важных проблем в области высшего образования является влияние Запада на оценку качества вузовского образования, а также высочайший уровень формальности оценочной системы вопреки качественной и объективной оценке эффективности вузов.  Речь идет о серьезной роли прозападных баз цитирования Scopus и Web of Science в оценке эффективности наших университетов. Для получения высоких оценок российские ученые обязаны публиковаться в изданиях, признающихся этими базами, что с одной стороны противоречит ряду принципов и исторических фактов России, с другой является исключительно формальным показателем эффективности.

Ключевые аспекты проблемы, сформулированные доктором политических наук, деканом Факультета управления и политики МГИМО МИД России Генри Сардаряном:

1. Отсутствие реальных получаемых выгод для университетов от международных рейтингов.

Генри Сардарян ставит одним из ключевых вопросов освещаемой темы такой «Зачем мы этим занимаемся и что нам это дает?», полагая, что принимая какие-либо решения руководствоваться стоит ответом именно на этот вопрос.

Эксперт поясняет, что на протяжении многих лет существовала позиция, согласно котрой международные рейтинги, в частности Times Higher Education и QS World University Rankings, призваны обеспечить серьезный рост экспорта образования – предполагалось, что к нам будет приезжать больше иностранных студентов и получать у нас высшее образование. Но если опираться на цифры, а именно на данные социологических исследований Министерства науки и высшего образования РФ, то выводы напрашиваются кардинально противоположные – всего порядка 15% студентов из других стран, стремящихся учиться за рубежом, вообще знают о существовании рейтингов. В таком случае все системы рейтингов явно не должны возводиться нами в ранг чуть ли не единственного смысла существования в рамках проблемы экспорта образования в РФ.

 

2. Политическая субъективность рейтингов в области гуманитарных наук.

По мнению Генри Сардаряна, по своей сути рейтинги не очень-то страшны. Особенно в естественнонаучном направлении – математика, физика, химия и пр. вряд ли попадают под политическую субъективность. Но в случае гуманитарных наук все иначе – мы вынужденно сталкиваемся с тем, что международные рейтинги, в которых мы стремимся получить «высокий балл»  опираются на публикационную активность в двух базах данных: Scopus (в большей мере) и Web of Science. Эти базы хоть и  позиционируются как международные, но являются частными, принадлежат частным компаниям Запада. Например, Scopus издает голландская корпорация Elsevier, которая принадлежит частной компании Великобритании.

Наши ученые публикуются в изданиях, котирующихся этими базами, вынуждены публиковаться. В то время как мы же в России категорически против пересмотра итогов Великой Отечественной войны. Получается, что наши ученые обязаны публиковаться в изданиях, публикационную этику которых определяет британская частная компания.

Генри Сардарян привел пример комментария и ответа редакторов зарубежных изданий на статьи преподавателей МГИМО МИД России –  «Где критика внешней политики России в вашей статье?».

Получается наши ученые просто в безвыходном положении, в связи с тем, что  базы цитирования Scopus и Web of Science в общем-то являются лидирующими критериями в оценке эффективности российских вузов.

 

3. Расширение зоны влияния Запада – не только оценка эффективности вузов, но и вся кадровая политика под влиянием частных зарубежных компаний.

 

Ректоры российских университетов вводят в качестве обязательного критерия переизбрания профессорско-преподавательского состава наличие публикаций и рост цитирования публикаций в указанных международных базах. Их можно понять – публикационная активность преподавателей повышает общий рейтинг вуза, а это одна из ведущих целей развития каждого университета. Получается огромное количество ресурсов вузов вкладывается в поддержку и развитие якобы международного рейтинга, на самом деле издаваемого частной британской компанией. И это не только финансовый ресурс (публикации, разумеется, платные), но и организационный, и административный ресурс.

По мнению эксперта Сардаряна, если рассмотреть проблему еще глубже, то вообще вся кадровая политика российских университетов строится под «дудку» частной компании Великобритании. Речь о том, что вуз не только получает оценку за счет публикаций ученых в соответствующих изданиях, но и решение какому профессору быть профессором, а какому нет, тоже определяется одной частной британской компанией.

4. Субъективность оценки роли Scopus

Генри Сардарян подчеркивает, что компания НЕ признана лидером в наукометрии, это позиция конкретно нашей страны, мы сами наделили частную зарубежную компанию такой возможностью. Огромное количество вузов Европы не принимает эту систему всерьез для оценки эффективности, здесь наличие публикаций в Scopus не является критерием для формирования профессорско-преподавательского состава.

 

5. Легкая возможность роста в рейтингах без реальных практических изменений для университетов

Генри Тигранович Сардарян считает, что вырасти в этих рейтингах можно достаточно легко, однако это совершенно ничего не изменит в реальной жизни наших университетов. Иностранные студенты выбирают наши вузы не на основании рейтингов, а по образовательным программам, профессорско-преподавательскому составу, рекламным акциям и т.д. в МГИМО, где работает Генри Сардарян, собирали статистику на этот счет.

Также можно создать свой журнал, это не огромная проблема. Но важно развивать собственную систему рейтинга или сделать объективно международный рейтинг.

 

Тенденция на снижение роли рейтингов

Генри Сардарян подчеркивает, что тенденция серьезной роли рейтингов меняется, в рамках программы «Приоритет 2030» наукометрические показатели упоминаются только в специальной части тех университетов, которые подали на исследовательский тренд, то есть наукометрия уже не является единственным критерием для любого университета. И это внушает оптимизм. Министерство науки и образования поддерживает эту тенденцию и стремится ослабить или даже практически исключить нынешние рейтинги из критериев и требований в дополнительном финансировании и поддержке вузов.

 

Историческая справка

Генри Сардарян – декан Факультета управления и политики МГИМО, доктор политических наук, председатель Ученого совета факультета, член Ученого совета Университета. Кроме того Генри Сардарян является представителем РФ в комитете ООН по государственному управлению, членом Общественной Палаты РФ по направлению «Общественная дипломатия, поддержка соотечественников за рубежом и геополитическая экспертиза».  В феврале 2022 Генри Сардарян назначен сопредседателем рабочей группы по Академическому миру Российско-итальянского Форума-диалога. Форум был создан в 2004 году президентом РФ В. В. Путиным и премьер министром Итальянской республики Сильвио Берлускони.